Мероприятиях этим связанных

¦ Криминология, криминалистика (библиотека) ¦ ¦ Предупреждение преступлений органами вутренних дел (Главная) ¦ ¦ Карта раздела ¦


Основные направления предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков


Как уже отмечалось, составной частью государственной работы, связанной с предупреждением незаконного оборота наркотиков, является целенаправленная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел путем проведения мероприятий, направленных на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с наркотиками, злоупотреблению ими; обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений; осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков.

Общая профилактика органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведении мероприятий по прекращению или уменьшению влияния этих детерминант, по сокращению незаконного оборота наркотиков в целом.

Задача такой деятельности — формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств и психотропных веществ, а выявление причин и условий, способствующих развитию спроса па наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты.

Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера.

Методами проведения органами внутренних дел общей профилактики преступлений и административных правонарушений являются:

  • всесторонний и глубокий анализ оперативной обстановки на обслуживаемой территории, объекте, в отрасли, по линиям работы; изучение тенденций и особенностей преступности (состояния, уровня, структуры и динамики), группировки ее по видам, месту, способу и времени совершения, похищенным предметам и объектам противоправного посягательства, а также по характеристикам лиц, их совершивших;
  • выявление в деятельности учреждений, предприятий, организаций причин и условий, способствующих правонарушениям; подготовка информации в заинтересованные органы, сообщений на предприятия, в учреждения и организации по вопросам борьбы с правонарушителями;
  • систематическое обследование расположенных на обследуемой территории объектов, мест концентрации значительного числа граждан, обращая особое внимание на те из них, где наиболее часто совершаются правонарушения. Эти два направления связаны с проведением комплексных и целевых операций, рейдов;
  • правовое разъяснение и воспитание.

Наряду с этим органы внутренних дел в пределах установленной компетенции самостоятельно и во взаимных контактах принимают непосредственное участие в реализации следующих мер:

  • выявляют, предупреждают и пресекают деятельность международных центров наркобизнеса, осуществляющих операции по незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ на территорию России, а также деятельность российских преступных сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков на территорию РФ, в том числе поддерживающих связи с подобными зарубежными организациями;
  • устанавливают и отслеживают канаты контрабанды наркотических средств, ликвидируют их;
  • выясняют связи российских преступных сообществ с наркоцентрами, действующими в странах ближнего и дальнего зарубежья, с представителями органов государственной власти и управления РФ;
  • пресекают попытки «отмывания» денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков;
  • принимают участие в разработке и реализации государственной программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оказывают содействие и практическую помощь в реализации международных программ по борьбе с наркобизнесом;
  • проводят активные мероприятия против преступников из иностранных государств на каналах незаконного оборота наркотиков;
  • обеспечивают собственную безопасность подразделений, решающих задачи борьбы с незаконным оборотом наркотиков, путем противодействия попыткам проникновения в оперативный и кадровый аппарат правоохранительных структур.

Механизм организации работы органов внутренних дел по общему предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, заключается в: представлении информации в органы государственной власти, различные ведомства, общественные организации; обследованиях, проверках, рейдах и других массовых мероприятиях по устранению негативных явлений в сфере экономики, культуры и быта; правовоспитательной работе; в совместном участии с другими структурами правоохранительных органов, научных и культурно-воспитательных учреждений; применении правовых форм воздействия на лиц, попустительствующих преступлениям, устранении причин и условий, способствующих преступлениям; правовоспитательном воздействии средств массовой информации и в первую очередь специальных передач телевидения «Человек и закон», «Криминальная хроника», «Телохранитель» и др.

В соответствии с требованиями Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы» на территории Российской Федерации в 54 регионах разработана и реализуется республиканская (областная) целевая программа, которая утверждена постановлениями правительств республик и областей.

В рамках указанных программ сотрудники органов внутренних дел, как и другие представители правоохранительных органов, участвуют в работе республиканских (областных) комиссий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Постоянно вносятся предложения в органы законодательной и исполнительной власти по устранению причин и условий, способствующих наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних, в том числе о расширении сети медико-психологических и реабилитационных центров анонимного тестирования несовершеннолетних на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ и оказания им наркологической помощи.

Кроме того, с целью комплексного использования сил и средств, участвующих в противодействии распространению наркотиков и наркомании, обеспечиваются преемственность в работе и надлежащее взаимодействие всех субъектов антинаркотической деятельности, осуществляются доработка и внедрение межведомственных планов, которые развивают мероприятия федеральной, региональных и муниципальных программ.

Сотрудниками органов внутренних дел совместно с подразделениями ФСКН России в 2008 г. разработаны и реализованы планы работы по противодействию незаконному обороту наркотиков в проблемных регионах. Проводятся регулярные совещания с участием представителей ФСБ России, УИН Минюста России, Пограничной службы, ФСКН России, ФТС России. На данных совещаниях рассматриваются вопросы обмена имеющейся оперативной информацией и организации взаимодействия при проведении комплекса совместных мероприятий в отношении организованных групп и преступных сообществ, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков.

К противодействию вовлечению в потребление наркотиков граждан могут привлекаться общественные и религиозные организации, средства массовой информации. В частности, совместно с региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Белоруссии сотрудниками органов внутренних дел проведен ряд антинаркотических акций «Подумай о себе, выбери здоровье».

Во взаимодействии с Неправительственным советом национальной безопасности России приняло участие в организации и проведение акций «Москва, Подмосковье и Владимирская область против наркотиков», в рамках которых в школах и других учебных заведениях было проведено более 60 «Открытых уроков против наркотиков».

В Тамбовской области к проведению оперативно-профилактической операции «Мак» была приурочена акция «Журналисты против наркотиков». Активно в решении задачи противостояния бездуховности и наркомании участвуют не только многотиражные издания области, но и районные газеты.

В Калужской области в средствах массовой информации организованы свыше 50 публикаций на антинаркотическую тему, проведено около 340 выступлений в учебных заведениях.

В Республике Карелия значительное внимание сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних уделяют профилактической работе в образовательных учреждениях. Например, только в течение первого полугодия 2007 г. в школах ими было проведено 620 выступлений на правовую тематику, в том числе посвященных воспитанию отрицательного отношения к потреблению наркотических и психотропных веществ.

На территории Читинской области в апреле 2007 г. с целью предотвращения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, правового и нравственного воспитания подростков и молодежи, разъяснительной работы с несовершеннолетними о вреде потребления наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков, ответственности за участие в их незаконном обороте в учебных заведениях состоялся традиционный месячник правовых знаний, в ходе которого в 600 школах проведено более 4600 лекций и бесед, которыми охвачено более 85 тыс. несовершеннолетних и 12 тыс. родителей.

Сотрудники УВД по Читинской области приняли активное участие в расширенном заседании областного социально-психологического совета по вопросу «Анализ мониторинга наркоситуации в образовательных учреждениях Читинской области» и 2-й межрегиональной научно-практической конференции «Роль государства и общества в усилении борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией».

Во взаимодействии заинтересованных учреждений и ведомств в целях профилактики наркомании, активизации профилактической работы с детьми в летний период, предупреждения и выявления фактов употребления наркотиков в детских оздоровительных лагерях, популяризации здорового образа жизни и формирования негативного отношения подростков к наркотикам в летний период проведена единая антинаркотическая акция «Летний лагерь — территория здоровья».

Органами внутренних дел совместно с представителями Русской Православной церкви организуются и проводятся встречи по проблемам влияния духовной сферы на противодействие злоупотреблению наркотиками в молодежной среде и уровень подростковой наркопреступности.

УВД по Оренбургской области совместно с УФСКН, областными министерствами образования, здравоохранения и Комитетом по делам молодежи проведены следующие мероприятия:

  • молодежная антинаркотическая акция «Энергия полной жизни», организованная в клубах «DARK-SIDE» и «Забой» г. Оренбурга;
  • профилактический автопроезд по улицам г. Оренбурга «Будь здоров — живи здорово!»;
  • областная акция «Дыши легко!» (проведена совместно с Оренбургской региональной общественной организацией «Молодежь против наркотиков»);
  • профилактическая акция «Молодость! Спорт! Семья! Здоровье!» (проведена в муниципальных образованиях области).

В целях развития научной и методической базы по вопросам профилактики наркомании правоохранительными органами области совместно с Министерством здравоохранения Оренбургской области проведена областная олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни. В олимпиаде приняли участие около 50 конкурсных работ, предоставленных преподавателями и студентами различных вузов области, а также врачами областного наркологического диспансера.

Следует отметить, что аналогичная работа органов внутренних дел по профилактике наркомании ведется в большинстве регионов России. Такой подход вместе с другими мероприятиями дает наглядный результат, выражающийся в снижении наркотизации населения ряда субъектов Российской Федерации и, как следствие, в сокращении количества смертельных случаев среди лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

Так, комплексное эффективное применение указанных мер привело к существенному снижению уровня смертности от передозировки наркотиков в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Иркутской, Калининградской, Орловской, Псковской и Читинской областях.

Особенно следует отметить такой неблагополучный в плане наркоситуации субъект Российской Федерации, как Кемеровская область. В указанном регионе наибольшая доля наркорынка традиционно приходится на героин и опий, имеется многочисленная цыганская диаспора, представители которой занимаются мелкооптовым и розничным сбытом опиатов центральноазиатского происхождения. Тем не менее, в 2006 г. количество погибших, причиной смерти которых стало потребление наркотиков, по сравнению с 2005 г. сократилось на 64% (с 636 до 228).

Очевидно, что общая профилактическая деятельность органов внутренних дел приобрела в последнее время определенные четкие формы и методы. Заслуживают внимания проверки соблюдения установленных правил хранения, учета, перевозки, расходования наркотических средств в лечебных учреждениях. В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно проводится комплексная операция «Допинг» по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики. В ходе таких проверок удается установить наиболее типичные нарушения, выявить должностных лиц, не выполняющих или нарушающих свои обязанности, предусмотреть принятие к ним дисциплинарных, а в необходимых случаях — административных и уголовно-правовых мер.

Операция «Допинг» направлена на перекрытие каналов поступления в незаконный оборот наркотикосодержащих лекарственных препаратов, прекурсоров, синтетических наркотиков, изготовленных кустарно или в подпольных лабораториях; на выявление фактов хищений наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации, совершенных лицами, имеющими к ним доступ по роду служебной деятельности, а также подделки медицинских рецептов и других документов на получение наркотических средств лицами, к этому не причастными. Для более эффективного проведения данной операции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимаются соответствующие меры к оборудованию охранно-пожарной сигнализацией мест изготовления, хранения и реализации наркотиков, обеспечению охраны в период их транспортировки.

При проведении таких проверок сотрудникам органов внутренних дел необходимо выяснять: как хранятся бланки рецептов на наркотические средства, соблюдаются ли требования медицинскими сестрами, врачами, обслуживающими учебные заведения, работающими в поликлиниках, амбулаториях и больницах, по выдаче лекарств, вызывающих наркотическую зависимость. Путем индивидуального общения с медицинскими работниками сотрудники уголовного розыска, сотрудники но делам несовершеннолетних, участковые инспекторы милиции должны устанавливать подростков, проявляющих повышенный интерес к лекарствам, обладающим наркотическими свойствами, так как работники этих учреждений могут вступать в преступные сделки с наркоманами, похищать, например, ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти треть выявленных наркоманов доставали наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках.

В предупредительной работе органов внутренних дел ежегодно организуется и проводится оперативно-профилактическая операция «Подросток — Игла» во взаимодействии с органами управления образованием, образовательными учреждениями и ФСКН России.

Во время проведения рейдов по местам скопления подростков и молодежи, в ходе обследования жилого сектора, подвалов, лестничных тупиков устанавливаются факты приготовления, хранения и сбыта наркотиков, удается установить притоны для употребления наркотиков, лиц, предоставляющих жилые помещения для сбора подростков, страдающих наркотической зависимостью. При установлении противоправной деятельности лиц, занимающихся выращиванием наркотикосодержащих растений, скупкой и перепродажей наркотического сырья, вовлекающих несовершеннолетних в изготовление или потребление наркотиков, принимаются меры к устранению причин и условий, способствующих распространению наркотических средств1Например, в 2006 г. в проведении операции приняло участие более 78 тыс. сотрудников милиции, около 12 тыс. представителей органов образования и здравоохранения. В ходе проведенных мероприятий в органы внутренних дел доставлено более 29 тыс. несовершеннолетних. К административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечено более 8 тыс. подростков, к уголовной ответственности за наркопреступления — 77 несовершеннолетних. В наркологических медицинских учреждениях обследовано более 5 тыс. подростков, из которых 289 признаны нуждающимися в лечении. За совершение преступлений, предусмотренных ст. 150 и 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ либо в преступную деятельность), уголовному преследованию в 2007 г. подверглись 160 лиц..

МВД России совместно с сотрудниками УФСКН России, ФТС России, УФСБ России в соответствии с совместными приказами также проводятся такие межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, как «Мак», «Канал», «Синтез», «Прекурсор». Так, например, комплексная профилактическая операция «Мак» («Конопля») проводится в период созревания наркотикосодержащих растений и наиболее интенсивного периода их заготовки. К участию в операции привлекаются все службы и подразделения органов внутренних дел, которые выявляют незаконные посевы наркотикосодержащих растений, уничтожают их, блокируют доступ заготовителей, выявляют сбытчиков и перевозчиков и др.

Мероприятия по перекрытию каналов (в том числе международных) поступления наркотиков в Россию осуществляются в рамках операции под названием «Канал». Данная операция реализуется совместно с органами Федеральной службы безопасности, пограничной и таможенной службами России2В плане пресечения контрабанды наркотиков существенно возрастает роль таможен центрального подчинения, в г. Москве, например, Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской. Особо пристального внимания заслуживает Шереметьевская таможня, где обычно задерживается наркотиков в 2 раза больше, чем в Домодедовской, и в 7.6 раза больше, чем во Внуковской. В то же время пограничный и таможенный досмотр багажа авиапассажиров и грузов, особенно чартерных, в системе пограничного и таможенного контроля является еще недостаточно эффективным. Трудности в его быстром, всеобъемлющем и надежном обеспечении в значительной степени объясняются недостаточным оборудованием существующих пунктов пропуска, их ограниченными возможностями и отсутствием современной аппаратуры, способной обнаруживать наркотические вещества в потоках багажа и грузов, без их вскрытия..

В рамках осуществления взаимодействия МВД России и ФСКН России по выявлению и пресечению наркопреступлений в настоящее время реализуется комплекс совместных мероприятий по профилактике и пресечению преступлений, связанных с незаконным перемещением наркотиков через Государственную границу Российской Федерации3В 2003 г. правоохранительными органами пресечено 793 факта наркоконтрабанды, в 2004 г. — 956 таких преступлений, в 2005 г. — 1167, в 2006 г. — 1392, а только за январь — сентябрь 2007 г. — 967..

На протяжении ряда лет мировым правоохранительным сообществом отмечается тенденция использования наркогруппировками каналов почтовой мероприятиях этим связанных связи для организации контрабандных поставок наркотиков. По данным Интерпола, в мире ежегодно из почтовых отправлений изымается свыше тонны наркотических средств и психотропных веществ. МВД во взаимодействии с ФТС и ФСБ России, а также зарубежными правоохранительными органами проводится целенаправленная работа по перекрытию каналов контрабанды наркотиков с сокрытием в почтовых отправлениях.

За последние полтора года МВД России выступило инициатором проведения более 20 международных контролируемых поставок наркотиков, следующих по каналам международной почтовой связи.

Важнейшим фактором, влияющим на состояние оперативной обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, в предстоящий период, по мнению экспертов Министерства внутренних дел, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России:

  • международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут предпринимать активные попытки проникновения на территорию России, где перспективы формирования рынка наркотиков имеют более выгодные условия по сравнению с традиционно сложившимися европейскими рынками;
  • преступные группы, связанные с производством наркотиков в сопредельных странах, учитывая, что традиционные наркорынки, в первую очередь в странах Европы, уже сформированы и разделены, будут блокированы в территориальном пространстве бывшего СССР, где главным рынком потребления будет являться территория России.

Для наиболее эффективного взаимодействия правоохранительных органов необходимо определить основные направления совместной деятельности таможенных органов, органов ФСКН России, внутренних дел и органов пограничной службы, ФСБ России по предупреждению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, которыми являются: анализ, обобщение, систематизация информации о причинах преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; выявление факторов, способствующих возникновению и развитию данной криминальной деятельности; подготовка и направление в адрес высших органной власти, а также субъектов Федерации информации о выявленных причинах, обусловливающих контрабанду, тенденции ее развития, а также предложения о наиболее эффективных путях борьбы с контрабандой.

Организационные меры в деятельности по предупреждению незаконного оборота наркотиков должны быть направлены на то, чтобы осуществить оценку: масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача; уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности; материальных потерь от распространения наркомании — медицинских затрат на лечение больных наркоманией (реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т.д.); а также затрат на процессуальную деятельность правоохранительных органов.

Основными целями индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются принятие сотрудниками органов внутренних дел всех возможных мер, которые заставили бы профилактируемых лиц отказаться от немедицинского приема наркотиков, от совершения замышляемых, планируемых, подготавливаемых преступлений. Для достижения поставленных целей работник органов внутренних дел применяет весь арсенал имеющихся в его распоряжении сил, средств, приемов, использует гласный и негласный методы4Галахов С.С.. Драган Г.Н., Кондратюк Л.В. Роль органов внутренних дел в системе профилактики наркомании и предупрежден я правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (особенности работы с несовершеннолетними): Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004..

В целом такая деятельность органов внутренних дел реализуется в следующих направлениях.

1. Индивидуальная профилактика незаконного предложения. Осуществляется в отношении лиц, склонных к совершению незаконных действий с наркотиками.

2. Индивидуальная профилактика по сокращению спроса на наркотики (злоупотребления наркотическими средствами). Осуществляется в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками, и групп риска путем проведения воспитательных, правовых, медицинских и прочих мероприятий, побуждающих их к отказу от употребления наркотиков, возвращению к здоровому образу жизни.

3. Индивидуальная (ранняя) профилактика по выявлению лиц, злоупотребляющих наркотиками и входящих в группы повышенного риска. Осуществляется в процессе повседневной работы оперативно- служебной деятельности сотрудниками ОВД (профилактической, оперативно-розыскной, следственной, административной) и направлена в первую очередь на лиц, ранее судимых, социально неустроенных, с отягченной наследственностью, страдающих психическими заболеваниями, работающих в сети аптек и химфармпредприятий, несовершеннолетних из неблагополучных семей и др.

4. Индивидуальная профилактика по содействию процессу лечения лиц, страдающих наркотической зависимостью. Осуществляется, как правило, совместно с медицинскими учреждениями.

5. Индивидуальная профилактика по содействию процессу реабилитации лиц, склонных к употреблению наркотиков. В частности, оказание помощи в обеспечении полной изоляции лица от дальнейшего общения с привычным кругом граждан, неформальной группой потребителей наркотиков.

6. Индивидуальная профилактика по устранению обстоятельств (детерминант), которые привели к употреблению наркотиков. Осуществляется путем установления жесткого контроля за поведением лица в семье, быту, месте работы, учебы, сфере досуга, с помощью психологов, родственников, положительных друзей, волонтеров.

7. Индивидуальная профилактика как осуществление наблюдения за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками. Осуществляется сотрудниками органов внутренних дел постоянно с использованием как гласных, так и негласных методов сбора информации о наблюдаемом лице.

В орбиту индивидуально-профилактического воздействия органов внутренних дел попадают следующие категории граждан:

  • освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
  • осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  • освобожденные от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям;
  • допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
  • хронические алкоголики и лица, больные наркоманией, а также допускающие употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
  • психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;
  • несовершеннолетние правонарушителями, состоящие на учете в подразделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Для осуществления всех форм успешной индивидуальной профилактики сотрудники милиции ведут поиск лиц, склонных к совершению наркопреступлений и употребляющих наркопрепараты без назначения врача, среди лиц ранее судимых, маргинальных слоев населения, проституток, этнических диаспор (группировок), занимающихся торговлей на рынках, водителей автотранспорта, часто выезжающих в другие регионы, проводников на железнодорожном транспорте, медицинских работников, служащих химфармпредприятий и др.

Непосредственное воздействие на таких лиц может быть как зашифрованным, так и прямым. Так, например, проверяемый посещается по месту жительства, работы, учебы, проведения досуга.

В ходе бесед с ним выясняются его настроения, аланы, связи, доводится правовая информация, оказывается воздействие на него через родственников, друзей, коллег по работе, соседей и т.д. Методы убеждения и воспитания профилактируемых лиц должны сочетаться с методами медицинского, правового и социального воздействия.

Способы такой работы различны, например:

  • регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;
  • специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;
  • распространение разнообразных предметов агитационного характера (буклетов, листовок и т.п.);
  • проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящимися в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);
  • обеспечение согласованных усилий субъектов, на которых возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с наркопреступностью;
  • устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.

Уровень осведомленности сотрудников органов внутренних дел о правонарушителях во многом зависит от личного контакта и взаимодействия с администрацией предприятий, жилищных организаций, учебных заведений, культурно-зрелищных учреждений, активом общественности. Выявлению таких лиц способствует внутренняя информация (учеты, жалобы и заявления, материалы об административных правонарушениях и т.п.). Кроме того, эффективной формой выявления таких лиц, особенно в условиях городов, транспортных узлов, является проведение комплексных специализированных операций и рейдов, осуществления личного сыска, обмен информацией между органами внутренних дел.

Потребность в информации, характеризующей правонарушителей, возникает в процессе профилактического воздействия на них. При этом проводятся сбор, систематизация и глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей личности правонарушителей и условий их жизнедеятельности. Изучение таких лиц ведется непрерывно, начиная с того времени, когда о них стало известно работникам милиции, и до прекращения профилактического воздействия. На первоначальном этапе изучение правонарушителей преследует цель дать объективную оценку их возможного поведения в будущем, т.е. имеет прогностическое значение. Соответственно, основное внимание в этот период следует уделять получению данных, характеризующих негативные нравственные свойства личности, неблагоприятную обстановку в семье, трудовом коллективе, в других сферах.

В дальнейшем должны проводиться углубленное изучение личности правонарушителя, его поведения, условий жизнедеятельности в прошлом и настоящем, проверка, уточнение и дополнение ранее полученных сведений. Намеченная программа исправления правонарушителя должна стать действительно комплексной, основанной на максимальном учете позитивных и негативных свойств и психологических качеств личности, условий ее жизнедеятельности, положительных и отрицательных влияний, особенностей действия криминогенных факторов в сложившейся ситуации.

Для этого работники милиции проводят беседы с правонарушителем, членами его семьи, родственниками, соседями, внештатными сотрудниками милиции и другими лицами, а также представителями общественности по месту жительства и работы, администрации предприятия, жилищных органов, знающих его. Изучению подвергаются приговор суда, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении по не реабилитируют им обстоятельствам, об административных и иных правонарушениях, а также другие документы в отношении данного правонарушения. В отношении судимых при необходимости запрашиваются сведения из мест лишения свободы, других учреждений и организаций, характеристики и справки с места работы и жительства.

В пределах своей компетенции, на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, сотрудники милиции непосредственно принимают административно-правовые меры принуждения, играющие определенную роль в предупреждении преступлений. Карающая функция этих мер сама по себе имеет определенное воспитательно-профилактическое значение. Принуждение должно сопровождаться обоснованием его справедливости, разъяснением того, что оно является естественным последствием содеянного.

Таким образом, индивидуальная профилактическая работа продолжается до исправления профилактируемого, прекращения с его стороны нарушений общественного порядка, отказа от преступных намерений, что должно быть подтверждено объективными данными, положительно характеризующими его повеление. Основания и порядок снятия профилактируемого с соответствующих учетов регламентируются нормативными актами МВД России.

Проведение профилактических мероприятий продолжается до полной уверенности в том, что лица, подготавливающие преступления, окончательно отказались от их совершения, что должно быть подтверждено совокупностью достоверно установленных данных. Если профилактируемые лица не отказываются от своих преступных намерений и продолжают подготовку к их реализации, а в содеянном содержится состав преступления, то в установленном законом порядке решается вопрос о привлечении таких лиц к уголовной ответственности.

Последовательная государственная политика по формированию единой системы профилактики правонарушений уже проводится в течение трех последних лет. Данная тема была предметом обсуждения на Государственном Совете Российской Федерации, где были сформулированы основные приоритеты в укреплении правопорядка, профилактики преступлений. Проблема профилактики преступлений и административных правонарушений в целом, а также связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ сегодня решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее — милицией в одиночку.

Подтверждением результатов такой работы явилось первое заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в июле 2008 г., которое проходило с участием руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации5Комиссия была создана постановлением Правительства РФ от 28 марта 200S г. №216. Указом Президента РФ ее председателем был назначен глава МВД России Р.Г. Нургалиев.. Созданная Комиссия стала организатором работы по апробации новых методов и современных технологий в обеспечении правопорядка, профилактике преступлений и правонарушений, а также координатором деятельности органов исполнительной власти на местах, хозяйствующих субъектов и общественных объединений в данной сфере.

Кроме того, в МВД России образован оперативный штаб по координации деятельности в сфере профилактики, который работает ежемесячно. Министерство внутренних дел разработало проект целевой программы профилактики с объемом финансирования более 35 млрд. рублей. Сегодня в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях сформированы и осуществляют работу межведомственные комиссии по профилактике правонарушений. Приняты и реализуются многоуровневые региональные программы профилактики, которые получили ресурсное сопровождение. Денежные средства направлены на реализацию мер по улучшению социального положения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их адаптации и трудоустройства, по противодействию алкоголизму и наркомании, детскому неблагополучию — на спортивную работу.

В целом вопросы общей и индивидуальной профилактики злоупотребления наркотиками, их немедицинского потребления, правонарушений, связанных с ними, должны составлять единую стратегию проводимой антинаркотической политики государства в целом.

Профилактическая деятельность органов внутренних дел осуществляется специальными средствами и методами и требует постоянного своевременного правового, организационного и тактического совершенствования специальной профилактики.

Однако при оценке организации и результатов борьбы с организованной наркопреступностью, следует признать, что органы внутренних дел имели в работе некоторые недостатки6Указанные недостатки были отмечены при проверке выполнения МВД России федеральных законов и решений Президента РФ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, проведенной Контрольным управлением Президента РФ в августе — ноябре 2007 г., например: проблемы межведомственной координации подразделений МВД России и ФСКН России; проблемы координации ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России и Генеральной прокуратуры РФ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; не отвечающий современным требованиям уровень организации совместной работы следственных органов и оперативных подразделений при расследовании уголовных дел по наркопреступлениям, совершенным организованными преступными группами.

Решение каждой из этих задач и ликвидация существующих недостатков требуют работы государственных органов России и органов внутренних дел по нескольким направлениям:

  • активизации оперативно-розыскных мероприятий подразделений по борьбе с организованной преступностью по выявлению организованных преступных групп, занимающихся целевым распространением наркотиков, в частности, в подростковой среде;
  • обеспечения мероприятий по перекрытию каналов распространения наркотиков в местах массового досуга подростков и молодежи;
  • систематического проведения оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в незаконные действия с наркотиками, склонение к их потреблению;
  • активизации усилий по выявлению и ликвидации притонов для потребления наркотиков;
  • лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
  • обеспечения контроля за производством и распределением наркотиков;
  • обеспечения решения вопросов международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Источник: http://isfic.info/kikot/concrim40.htm


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Основные начала трудового законодательства Купероз по уходу за кожей



Мероприятиях этим связанных Приказ Министра обороны РФ от N 400 О
Мероприятиях этим связанных ГОСТ Р Социальное обслуживание
Мероприятиях этим связанных План Adobe CC для работы с фото
Мероприятиях этим связанных Косплей Википедия
Мероприятиях этим связанных МАТЗНАНИЕ
Мероприятиях этим связанных ArtOfWar. Носатов Виктор Иванович. Алма-Атинское
Мероприятиях этим связанных MoeTV. org Хороший портал о кино
Moltobene - косметика для кожи головы в Москве, купить Вяжем детскую кофту Журнал "Самиздат" КОСТЮМ ПИРАТА ДЖЕКА ВОРОБЬЯ ДЛЯ МАЛЬЧИКА ФОТО Купить товары для кухни, силиконовые изделия для кухни МБУК ЦБС городского округа Выкса